Николай I

Потулов Николай Михайлович

Личности Композиторы
Николай Михайлович Потулов родился в 1810 г. в семье Преображенца Михаила Александровича Потулова и правнучки командира Преображенского полка Софии Владимировны, ур. Бутурлиной.
По окончании гимназического курса (по одним данным, в Благородном пансионе при Императорском Московском университете, по другим - при Санкт-Петербургском университете) в 1832 г. на правах вольноопределяющегося зачислен унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк, в котором служили его братья Владимир и Константин, а также отец и четверо дядей (Александр, Григорий, Николай, Пётр).

В 1834 г. после сдачи экзаменов в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров произведён в прапорщики. С 1837 г. подпоручик.

Весной-летом 1839 г. добровольцем участвовал в Дагестанской экспедиции Отдельного Кавказского корпуса.

В 1840 г. поручик, а с 1843 г. штабс-капитан.

В 1846 г. уволен от военной службы для определения к статским делам с производством в чин надворного советника. Как и отец, служил чиновником Комиссариатского департамента Военного министерства.

В 1851 г. отстранён от должности и в течение трёх лет находился под военным судом "за упущение по службе".

В 1855 г. прощён Императором и переведён в Министерство внутренних дел чиновником для особых поручений под начало московского военного генерал-губернатора графа А. А. Закревского. Занимал должность директора Московской аукционной камеры, надзирателя за Преображенским богадельным домом, позднее - почётного директора богоугодных заведений в Серпухове, Можайске, Верее, Рузе, Звенигороде.

Одновременно со службой Н. М. Потулов занимался предпринимательской деятельностью: в своём имении создал винокуренный завод, был учредителем и директором Правления акционерного общества публичных прачечных заведений в Москве.

В 1862 г. по прошению уволен в отставку в чине статского советника.

Последние 10 лет своей жизни после отставки посвятил популяризации духовно-музыкальных переложений русского древнецерковного пения, которые он сочинял и исполнял собственным хором певчих из приходских крестьян в своём имении (хор был составлен первоначально его дядей генерал-майором Г. М. Потуловым) и в Москве.

Первое публичное исполнение трудов Н. М. Потулова состоялось 19.01.1864 г. по благословению митрополита Московского Филарета. Было исполнено переложение литургии древнего киевского распева св. Иоанна Златоуста. Исполнение сильно отличалось от канонических песнопений и произвело как церковных иерархов, так и на прихожан, огромное впечатление.

М. Погодин писал по этому поводу в журнале "Москвитянин":
"...обедня, пропетая по-древнему в приходе Егория на Всполье, была эпохою в истории нашего пения, была торжеством трех почтенных ревнителей музыки — князя В. Ф. Одоевского и его достойных сотрудников о. Разумовского и г. Н. М. Потулова."
Я осмелился взяться за труд не с тем, чтобы преобразовать пение наше, - этот удел может достаться только какому-нибудь вдохновенному таланту, гению, - но с тем, чтобы вызвать хотя суждения об этом важном и многолюбимом мною предмете... В переложении моём я не старался быть музыкальным; ибо, по моему мнению, в древнем пении нашем должно искать не музыки, а только выражения того чувства, которое воодушевляет православного христианина в ту или другую минуту церковной службы.
"Изучавший церковное пение с детства Потулов был одним из главных представителей того направления в русской духовной музыке, которое видело свою задачу в восстановлении церковного пения на основании отечественной традиции столпового распева."

Сподвижник Потулова музыкальный критик В. Ф. Одоевский так оценивал труды Потулова:
Труд добросовестный, священнохудожественный - труд многотрудный, ибо немалая была решимость в работе столь огромной, механически тяжкой, отречься от удобств, представляемых для гармонизации музыкою светскою, отречься от желания увлечь слушателей оперным эффектом и выдержать во всей работе строгий, трезвый характер нашего церковного песнопения, со всеми его стеснительными для нынешнего композитора условиями."
В 1860-70-х гг. Н. М. Потулов состоял членом Императорского Русского музыкального общества, Общества древнерусского искусства, Комитета для составления учебника церковного пения для народных школ, Комиссии для исправления нотных книг богослужебного пения.

Результатом деятельности Н. М. Потулова стала подготовка им "Руководства к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Русской церкви", которое в 1874 г. было рекомендовано Святейшим Синодом в качестве учебного пособия при обучении церковному пению для духовных учебных заведений, а также пособия для преподавания пения в средних и низших учебных заведениях.

Николай Михайлович свободно владел несколькими языками, обладал богатой библиотекой в 4000 томов на разных языках (древнеславянский, русский, латинский, французский, немецкий, английский), глубоко знал православное богослужение.

Основной труд Потулова "Сборник церковных песнопений, исследование божественной литургии Св. Иоанна Златоуста, распев древнекиевский", обнимавший почти полный круг церковного пения, увидел свет уже после смерти автора в 1876 г. благодаря трудам Екатерины Александровны Потуловой (ур. Ладыженской, внучки Преображенца Фёдора Николаевича Ладыженского), супруги Николая Михайловича.

Имя Потулова занесено в список из семи имён, нанесённых в 1889 г. на аттик концертного зала Придворной певческой капеллы.

В. Ф. Одоевский так рассказывал историю изучения древнерусской музыки на то время:
Итак, нас четверо, я и здесь названные лица (Разумовский, Потулов, Ломакин) работали более 10-ти лет каждый отдельно… Встретившись нечаянно мы, к нашему общему удивлению, удостоверились, что несмотря на различные направления, на различие источников, на различие самого способа изучения — все мы пришли к одному и тому же выводу. Смею думать, что такая встреча понятий неподготовленная, неожиданная, — может иметь некоторое значение для людей, сочувствующих этому делу.”
Николай Михайлович Потулов скончался 18 мая 1873 г. в Москве.
Made on
Tilda